Ровно 24 года назад Арсен Венгер впервые вывел «Арсенал» в качестве менеджера на выездную игру против «Блэкберна», которую «канониры» выиграли со счетом 2:0.
Великий француз возглавлял лучшую команду Лондона в течение двадцати двух сезонов, и по сей день его имя прочно ассоциируется с «Арсеналом».
Несколько дней назад Венгер был подвергнут «допросу с пристрастием», а, если серьезно, ответил на вопросы деятелей культуры, искусства, политики, спорта и простых болельщиков.
Паблик vk.com/arsscnews опубликовал перевод этого замечательного интервью, за что отдельное и огромное спасибо Олегу Анфайлову, проделавшему титаническую работу.
Начнем со вступления, в котором Арсен, как всегда, удивил.
«Иногда меня пугает, что все, чем я занимался в своей жизни - это футбол. Поэтому, когда я встречусь с Богом, это будет немного притязательный разговор. Допустим, если Бог существует, и у них там есть тест, который определяет, в ад ты попадешь или в рай, с человеком, который посвятил свою жизнь тому, чтобы выигрывать футбольные матчи, ситуация будет достаточно странной. Именно по этой причине я пришел к этой мысли. Иногда мне кажется, что абсолютно бессмысленным было посвящать этому [футболу] всю свою жизнь.Я не знаю, почему, но футбол - это моя жизнь, и я сомневаюсь, что это когда либо изменится».
Дале последовали вопросы и ответы.
Вопрос от актёра Марка Стронга: Какую самую главную и единственную вещь вы осознали, тренируя «Арсенал» на протяжении 22-х лет? И что бы вы посоветовали сейчас себе молодому, будь у вас такая возможность?«Что я осознал, так это то, что наш стиль поведения стал невероятно популярен. Это дало мне понять, что в спорте, особенно в футболе, те ценности, которые мы привнесли, стали уважаться по всему миру. Дело было не только в победах, безусловно, та популярная картинка, отражающая «Арсенал», которая сложилась у многих, была основана на том, что мы выигрывали чемпионат, но речь идёт о большем, чем просто победы. Люди уважают клубы за те ценности, которые они несут, за их аутентичностьИ вторая часть, какой совет я бы дал молодому себе? Старайся лучше! [Смеётся] Старайся быть лучше, чем ты есть».
Вопрос от политика Дианы Эббот: Что мотивировало вас? Боязнь проиграть, предвкушение радости от побед или сама по себе красивая игра?«Все это. Однако я должен сказать, что у меня также была какая-то инстинктивная мотивация. Иначе говоря, просто что-то внутри толкало меня стараться быть лучше. Ну ещё я верю в то, что я служу для чего-то большего, чем просто то, чем я занимаюсь. Помимо этого, все мы безусловно являемся некой смесью из ненависти к поражениям и любви к победам, но я бы сказал, что ненависть к поражениям здесь доминирует. Они оставляют глубокие шрамы на сердце. Когда в один день кто-то достанет мое сердце, он сможет увидеть на нем все мои поражения».
Вопрос писателя Майкла Роузена: Как вы думаете, работа в области футбола на таком уровне, как работали вы, учит человека своего рода философии?«Однозначно, я даже скажу, что невозможно работать на таком уровне, не обладая какого-то рода философией. Ты - наставник. А наставник должен в первую очередь знать, чему он учит, не так ли? Именно поэтому необходимо иметь четкую мысль, о том, что ты хочешь увидеть от людей, и которой ты сможешь ясно поделиться со всеми игроками команды. Почему игроки одних людей слушают, а других - нет? Понятия не имею. Однако у тебя должна быть определенная философия, которая также обеспечивает тебе последовательность действий. Ты всегда должен четко осознавать, зачем ты здесь, что ты здесь делаешь. Это придаёт сил в тяжёлые моменты».
Вопрос от рэпера Nines'a: Многие артисты, включая меня, стали болеть за «Арсенал» из-за его стиля футбола, а также из-за того, что он начал активно выпускать на поле темнокожих игроков. Осознавали ли вы в тот момент, что вы создавали более разнообразную фанбазу и влияли на формирование нового поколения?«Да, хотел показать миру, что самое важное - это лишь то, насколько ты хорош, что мы должны быть выше всех этих проблем. Я всегда говорил, что спорт - это отличный пример меритократии [система, где людей выбирают по способностям, а не по происхождению, расе и так далее]. Что ж, поэтому я был счастлив внести свой вклад в это, если таковой был. В моей жизни важно лишь то, насколько человек хороший, и как он себя ведёт. Цвет кожи не имеет никакого значения».
Вопрос от автора пьес Патрика Марбера: Какой театр или какие пьесы, постановки значили больше остальных для вас?«Должен признаться, я ни разу не ходил в театр. Я вообще не эксперт в музыке. Она мне нравится, конечно, но вся моя жизнь была посвящена спорту. Даже немного стыдно говорить об этом. После 20 лет жизни в Лондоне, когда мои друзья ко мне приехали и спросили, что им стоит посетить в Лондоне, я ответил, что я знаю только путь от дома до тренировочного центра ««Арсенала» и до «Эмирейтс», я не знаю, что есть в Лондоне, я никогда не открывал этот ящик Пандоры для себя, потому что по вечерам я всегда смотрел футбол».
Вопрос от Жозе Моуриньо: Мне выпадали возможности пообщаться с вами на встречах и ужинах UEFA или FIFA, и с вашим видением, с вашим уровнем культуры, мне кажется, вы бы стали превосходным исполнительным директором, в том числе, в системе клуба. Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы сыграть такую роль в «Арсенале» в будущем, или же вы желали всегда оставаться на футбольном поле?«Я всегда хотел оставаться на бровке, будучи советником. Если честно, то мне кажется есть определенный дефицит знаний в больших клубах о топ-конкуренции и играх топ-уровня. Также я верю в то, что, как мы недавно убедились, в футболе есть не один способ достичь успеха. К примеру, возьмём путь мюнхенской «Баварии», где и успех, и стабильность основаны на ценностях клуба и умении людей передавать их от поколения к поколению: Беккенбауэр, Хёнесс, Румменигге. Или же в Англии есть модель «быстрые деньги - быстрый успех». Оба способа работают. Мне нравится, что клуб, в первую очередь, это аутентичность и тот багаж знаний, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому я вижу вещи так, как я их вижу».
Саймон Эрмитэдж, поэт: Увидим ли мы когда-нибудь мужчину и женщину, играющих в одной и той же команде в матче Премьер-Лиги?«Я хочу сказать, что за последние десять лет физика является безусловным трендом в АПЛ, да и в футболе в общем. Поэтому женщина должна обладать исключительными физическими возможностями. Это могла бы быть девушка-спринтер, обладающая превосходной техникой, и тогда почему нет? Я никак на это не влияю, но мне кажется, что это будет скорее своего рода исключением, чем повседневной вещью».
Пол Джилрой, академик: Как ваше погружение в жизнь в Японии повлияло на ваше восприятие как футбола, так и эстетики?«Это был выгодный опыт для меня, он расширил мои взгляды, сделал более открытым. Не будем забывать, что я родился в Эльзасе и работал в Монако. Монако кардинально отличается от Эльзаса. Затем я работал в Японии, а потом - в Англии, которые тоже сильно отличаются. Опыт такого рода делает тебя более терпимым, добавляет желания понять других людей и заставляет осознать под конец дня, что культура человека отражает то, каким было его детство. Встретить кого-то другого означает выйти из своей комфортной зоны и попытаться понять, что собой представляет парень, стоящий перед тобой. И это часть работы футбольного тренера. Именно этим я и занимался в Японии, я старался выучить язык, у меня был японский ассистент, который помогал мне правильно себя вести. Это был очень интересный и захватывающий опыт, я даже решил, что я больше не вернусь в Европу, если только не для какого-то большого и важного дела».
Jazzie B, музыкант: Будучи иностранцем и в Лондоне, и в Японии, какие отличия жизни в этих местах вы можете назвать?«Когда я вернулся из Японии в Англию, я чувствовал себя ближе к дому, потому что Япония - очень особенная страна. Даже если тебе нравятся какие-то аспекты, когда ты приезжаешь в Англию, ты понимаешь, что ты всё-таки культурно ближе к ней. Но я всегда говорю игрокам, если ты иностранец, ты хочешь, чтобы тебя приняли, однако ты должен думать: «Так, я здесь, я должен дать больше, чем дают местные, чтобы меня приняли». Поэтому, мне нравится опыт работы в других странах, это делает меня более требовательным по отношению к себе, я чувствовал, что поскольку я там, я должен отдавать больше, чем МЕСТНЫЕ жители».
Джереми Деллер, художник: Какая была последняя книга не о футболе, которую вы прочли, и о чем вы думали после ее прочтения?«Прямо сейчас я дочитываю «Sapiens» Юваля Ноя Харари*. Я стараюсь читать все возможное, что помогает мне понять людей. Как работает общество, какие перспективы развития у демократии есть на данный момент. Просто мне кажется, что сейчас у всего мира есть определенные проблемы. Мы сталкиваемся с ними в FIFA и в Англии особенно».
Ашиф Кападия, кинорежиссер: Какой ваш любимый фильм?«Полагаю, «Полуночный экспресс», потому что я изучал то, что в нем описывается, а также отношения США с Турцией, когда был студентом. Недавно я посмотрел «Богемскую Рапсодию» и «Рокетмена» про Элтона Джона. Просто я его немного знаю. Но, наверное, мне стоит подумать больше, например, о фильмах Висконти».
Филип Сэндс, юрист: Были ли в вашей жизни изменения отношений между футболом и расизмом/национализмом?«Я всегда думал, что футбол может быть впереди и давать пример того, как миру стоило бы функционировать. Почему? Потому что в футболе общение основано не на языке. Когда ты играешь, ты делишься своими эмоциями. Именно поэтому можно поставить в одну команду игроков из разных стран и достигать результатов вместе. Что ж, поэтому я верю, что футбол может быть впереди, он может послужить примером общества будущего. Я никогда не был националистом. Я люблю свою страну, я уважаю свою страну, но я никогда не скажу, что моя страна превосходит остальные, только потому что это моя страна».
Джереми Коблин, журналист Islington North: Мне всегда казалось, что ваша философия как тренера отображает этику местного общества. Как вам удавалось оставаться верным этим принципам, учитывая, насколько сложно это в футболе?«Мы знаем, что все футбольные фанаты во всем мире поддерживают свои национальные сборные. Они поддерживают также какой-то большой клуб и клуб города, где они были рождены, местный клуб. У «Арсенала» есть преимущество быть одновременно и большим клубом, и местным, однако было необходимо продолжать развивать местный дух поддержки. Когда построили «Эмирейтс», нам повезло, что мы все ещё могли оставаться рядом с нашей фанатской базой. Однако у многих клубов поддержка болельщиков сокращается, особенно если клуб переходит в более низкий дивизион. У нас в Англии сейчас 92 клуба, из них 20 - в АПЛ, а среди остальных 72-65 постоянно теряют деньги, потому что количество болельщиков сокращается».
Спайк Ли, режиссер: Уважаемый сэр Венгер, как вы думаете, получит ли величайший игрок «Арсенала» всех времён Тьерри Анри свою справедливую возможность возглавить «канониров» и вернуть нам дни былой славы? Спасибо, храни вас Бог, Спайк.«По крайней мере, я хотел бы этого. Я надеюсь, что Тьерри достигнет успехов в своей тренерской карьере и, возможно, в один прекрасный день вернётся в «Арсенал». Правда я больше хочу, чтобы мы взяли АПЛ перед тем, как это произойдет. Сейчас у руля команды Микель Артета, почему бы нам не сделать этого? Клуб - это его аутентичность, его аутентичность строится на его ценностях, а ценности - это всегда люди, которые их несут. Для меня это очень важно».
Сафрон Бёрроуз, актриса: Было ли у вас ощущение, что вы покидаете работу всей своей жизни, когда уходили из ««Арсенала»?«Да, конечно. Это был конец истории любви. Когда ты больше не можешь поговорить с тем, кого любишь, ты не хочешь выходить на поле, на стадион, ты просто хочешь остаться там, где ты есть прямо сейчас. Я никогда не чувствовал ничего подобного в своей жизни, ты занимаешься чем-то 22 года, а потом резко останавливаешься. Это очень тяжело».
Адриан Данбэр, актер: Что вы чувствовали, когда Эмануэль Пети забил победный гол в ворота Бразилии в финале ЧМ-1998?«Я был счастлив, потому что, во-первых, это была моя страна, а во-вторых, это сделал Ману Пети, который достаточно долгое время не играл за национальную сборную. Главный тренер сборной Франции был очень умным человеком, он послушал меня, когда я сказал: «Возьми его в состав, и ты не разочаруешься». Для меня Ману Пети был лучшим игроком того чемпионата мира, и это было прекрасным подарком для него, потому что он, как и Патрик Виейра, выиграл дубль с «Арсеналом» и затем ещё выиграл чемпионат мира. Что ж, конечно же, я был очень счастлив тем вечером».
Кен Лоуч, кинорежиссёр: Многие из нас сожалеют о растущем неравенстве в футболе, когда клубы АПЛ имеют многомиллионные доходы, а клубы более низких лиг, а также полупрофессиональные клубы борются за выживание, что видно по другим отраслям и службам, где экономическая система обеспечивает чрезвычайное богатство для немногих и бедность для большинства. Как болельщики, игроки и тренеры могут объединиться, чтобы изменить это?«Что ж, я встретил Кена однажды в поезде, направляющемся в Париж, у нас была короткая дискуссия, да, он много говорит о проблеме богатых и бедных. В реальности, людям либо везёт, либо не везёт. Футбол не сможет решить проблему, которая на данный момент существует, а именно растущая разница между богатыми и бедными, не помогая бедным. Мы не должны позволить дать бедным клубам умереть, и при этом все равно требовать элитный футбол, а ведь некоторые клубы действительно умрут, если им не помочь. Когда прогуливаешься где-то, и видишь футбольное поле, а вокруг дома, ты понимаешь, что тут есть жизнь. Если нет футбольного поля, то и жизни тоже нет. Мы ведь все играли в футбол, просто на разном уровне, но футбол - это часть общества, часть общественной жизни. Футбол - это то, о чем часть людей мечтает. Он должен оставаться в любом обществе».
Эндрю Гогэрти, Лондон: На каком языке вы предпочитаете говорить и читать?«На французском. Я неплохо говорю на немецком и английском, и очень хорошо на французском [смеётся]. Я понимаю итальянский, испанский, немного японский, но говорю я на них куда хуже. Хотя, если бы я пожил в этих странах, я бы мог нормально говорить и на этих языках».
Стефан, Франция: Какой совет вы бы дали нынешнему тренеру ««Арсенала» Микелю Артете?«Продолжать удерживать контроль над командой, как он это делает в данный момент, а также следовать своим убеждениями до конца. Я думаю, у них хороший командный дух и они имеют достаточно неплохие шансы добиться успехов. На мой взгляд, будет не очень сложно набрать больше очков, чем в прошлом сезоне. Я уверен, что «Арсенал» будет в первой четвёрке, если не выше. Почему? Они могут приятно удивить меня в этом году: они прекрасно закупились, хорошо укрепили оборону. Более того, им также удалось сохранить уже имеющихся игроков. В мой последний год я подписал Обамеянга, они смогли сохранить его. У них есть все, что нужно и нет никаких существенных слабостей».
Энтони Томас, Оксфорд: Было ли у вас искушение работать в СМИ? Если нет, то почему?«Нет, не было, я всегда старался не поддаваться подобного рода искушениям. Я считаю, что необходимо фокусироваться только на самом главном, а СМИ может быть интересными, только когда вы в процессе обучения. Когда я был ребёнком, нам приходилось бороться за информацию. Когда я наконец находил в библиотеке то, что искал, я был очень рад. Сейчас же информации слишком много, и речь идёт уже об умении отобрать нужную тебе. Я не против СМИ, но в большинстве своём - это пустая трата времени. Они часто категоризируют все на белое и чёрное. Мир немного сложнее».
Самрат, Индия: Вы получали множество критики в свой адрес на протяжении всей вашей карьеры и тем более ближе к её концу. Было ли там что-то, что особенно повлияло на вас?«Вы должны уметь анализировать, что обоснованно, а что нет. Конечно, критика на меня повлияла. Никто не может сказать, что он к ней не восприимчив, особенно, когда человек чувствует, что выкладывается на полную. Критика началась в 2016, когда мы закончили вторыми в АПЛ, ведь мы не выиграли чемпионат. И я могу сказать, что, если бы мы закончили вторыми в лиге сейчас, это был бы большой успех. Но из-за того, что «Лестер» выиграл чемпионат, все остальные были виноваты, несмотря на то, что у них была отличная команда и они проиграли только три игры в сезоне. В общем, так бывает, когда ты долго где-то находишься».
* Позволю себе немного «от себя», хотя после Арсена…
Юваль Ной Харари – израильский военный историк-медиевист, автор прекрасной дилогии, посвященной истории человечества, с очень оригинальными заключениями.
Посчастливилось ознакомиться с обеими книгами: «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего».
Прослушал аудио-версии в великолепной начитке Владимира Левашова.
Категорически рекомендую!
Комментарий
Скорей бы матчи АПЛ начались,
Скорей бы матчи АПЛ начались, достали уже икононосцы своим Венгером
Ответ на комментарий пользователя shibaldan
Не читай, если достали
Не читай, если достали
Ответ на комментарий пользователя shibaldan
извини, но ты поступил сейчас
Шибалдан извини, но ты поступил сейчас как ЧМО.
Да, Венгер - Икона КЛУБА,
Да, Венгер - Икона КЛУБА, Икона не в смысле поклонения, Икона в смысле - Уважения и Почёта!
а кто такие чмыри-временщики кто наживается на истории, традиции и величии в прошлом?
Сегодня они тут, завтра их нет
Лучше я буду читать о великолепном мыслителе и одном из умнейших людей на Земле, чем слушать этих даунов из - за окьяна о правильном развитии клуба и светлом, ма*ь их, будущем!
Легенда!!! А ведь многие из
Легенда!!! А ведь многие из нас счастливчики. Мы в живую видели Венгера у бровки... а кто-то в будущем будет об этом только мечтать....
Фотка топ!) Ближе всех Марк
Фотка топ!) Ближе всех Марк Овермарс к Арсену, игрок, благодаря которому я и начал болеть за клуб. Символично.)
ВЕНГЕР под старость лет стал
ВЕНГЕР под старость лет стал ФИЛОСОФОМ
Венгер дал три интервью таймс
Венгер дал три интервью таймс, гардиан, ле кюп
Присутствуют просто невероятные ответы на ряд вопросов, невероятные в смысле глубины наполнения и мудрости. Глыба.
Приятное совпадение: Я сейчас
Приятное совпадение: Я сейчас тоже сапиенс читаю)
Очень жаль, что Венгер так и
Очень жаль, что Венгер так и не смог выиграть Лигу Чемпионов с Арсеналом.
P.S.
Хочу увидеть за решеткой Говарда Уэбба, Майка Дина и Мартина Аткинсона.