12.10.2020

Арсен Венгер: «Когда в один день кто-то достанет мое сердце, он сможет увидеть на нем все мои поражения»

Ровно 24 года назад Арсен Венгер впервые вывел «Арсенал» в качестве менеджера на выездную игру против «Блэкберна», которую «канониры» выиграли со счетом 2:0.

Великий француз возглавлял лучшую команду Лондона в течение двадцати двух сезонов, и по сей день его имя прочно ассоциируется с «Арсеналом».

Несколько дней назад Венгер был подвергнут «допросу с пристрастием», а, если серьезно, ответил на вопросы деятелей культуры, искусства, политики, спорта и простых болельщиков.

Паблик vk.com/arsscnews опубликовал перевод этого замечательного интервью, за что отдельное и огромное спасибо Олегу Анфайлову, проделавшему титаническую работу.

Начнем со вступления, в котором Арсен, как всегда, удивил.

«Иногда меня пугает, что все, чем я занимался в своей жизни - это футбол. Поэтому, когда я встречусь с Богом, это будет немного притязательный разговор. Допустим, если Бог существует, и у них там есть тест, который определяет, в ад ты попадешь или в рай, с человеком, который посвятил свою жизнь тому, чтобы выигрывать футбольные матчи, ситуация будет достаточно странной. Именно по этой причине я пришел к этой мысли. Иногда мне кажется, что абсолютно бессмысленным было посвящать этому [футболу] всю свою жизнь.Я не знаю, почему, но футбол - это моя жизнь, и я сомневаюсь, что это когда либо изменится».

 

Дале последовали вопросы и ответы.

Вопрос от актёра Марка Стронга: Какую самую главную и единственную вещь вы осознали, тренируя «Арсенал» на протяжении 22-х лет? И что бы вы посоветовали сейчас себе молодому, будь у вас такая возможность?«Что я осознал, так это то, что наш стиль поведения стал невероятно популярен. Это дало мне понять, что в спорте, особенно в футболе, те ценности, которые мы привнесли, стали уважаться по всему миру. Дело было не только в победах, безусловно, та популярная картинка, отражающая «Арсенал», которая сложилась у многих, была основана на том, что мы выигрывали чемпионат, но речь идёт о большем, чем просто победы. Люди уважают клубы за те ценности, которые они несут, за их аутентичностьИ вторая часть, какой совет я бы дал молодому себе? Старайся лучше! [Смеётся] Старайся быть лучше, чем ты есть». 

Вопрос от политика Дианы Эббот: Что мотивировало вас? Боязнь проиграть, предвкушение радости от побед или сама по себе красивая игра?«Все это. Однако я должен сказать, что у меня также была какая-то инстинктивная мотивация. Иначе говоря, просто что-то внутри толкало меня стараться быть лучше. Ну ещё я верю в то, что я служу для чего-то большего, чем просто то, чем я занимаюсь. Помимо этого, все мы безусловно являемся некой смесью из ненависти к поражениям и любви к победам, но я бы сказал, что ненависть к поражениям здесь доминирует. Они оставляют глубокие шрамы на сердце. Когда в один день кто-то достанет мое сердце, он сможет увидеть на нем все мои поражения». 

Вопрос писателя Майкла Роузена: Как вы думаете, работа в области футбола на таком уровне, как работали вы, учит человека своего рода философии?«Однозначно, я даже скажу, что невозможно работать на таком уровне, не обладая какого-то рода философией. Ты - наставник. А наставник должен в первую очередь знать, чему он учит, не так ли? Именно поэтому необходимо иметь четкую мысль, о том, что ты хочешь увидеть от людей, и которой ты сможешь ясно поделиться со всеми игроками команды. Почему игроки одних людей слушают, а других - нет? Понятия не имею. Однако у тебя должна быть определенная философия, которая также обеспечивает тебе последовательность действий. Ты всегда должен четко осознавать, зачем ты здесь, что ты здесь делаешь. Это придаёт сил в тяжёлые моменты».

 

Вопрос от рэпера Nines'a: Многие артисты, включая меня, стали болеть за «Арсенал» из-за его стиля футбола, а также из-за того, что он начал активно выпускать на поле темнокожих игроков. Осознавали ли вы в тот момент, что вы создавали более разнообразную фанбазу и влияли на формирование нового поколения?«Да, хотел показать миру, что самое важное - это лишь то, насколько ты хорош, что мы должны быть выше всех этих проблем. Я всегда говорил, что спорт - это отличный пример меритократии [система, где людей выбирают по способностям, а не по происхождению, расе и так далее]. Что ж, поэтому я был счастлив внести свой вклад в это, если таковой был. В моей жизни важно лишь то, насколько человек хороший, и как он себя ведёт. Цвет кожи не имеет никакого значения». 

Вопрос от автора пьес Патрика Марбера: Какой театр или какие пьесы, постановки значили больше остальных для вас?«Должен признаться, я ни разу не ходил в театр. Я вообще не эксперт в музыке. Она мне нравится, конечно, но вся моя жизнь была посвящена спорту. Даже немного стыдно говорить об этом. После 20 лет жизни в Лондоне, когда мои друзья ко мне приехали и спросили, что им стоит посетить в Лондоне, я ответил, что я знаю только путь от дома до тренировочного центра ««Арсенала» и до «Эмирейтс», я не знаю, что есть в Лондоне, я никогда не открывал этот ящик Пандоры для себя, потому что по вечерам я всегда смотрел футбол». 

Вопрос от Жозе Моуриньо: Мне выпадали возможности пообщаться с вами на встречах и ужинах UEFA или FIFA, и с вашим видением, с вашим уровнем культуры, мне кажется, вы бы стали превосходным исполнительным директором, в том числе, в системе клуба. Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы сыграть такую роль в «Арсенале» в будущем, или же вы желали всегда оставаться на футбольном поле?«Я всегда хотел оставаться на бровке, будучи советником. Если честно, то мне кажется есть определенный дефицит знаний в больших клубах о топ-конкуренции и играх топ-уровня. Также я верю в то, что, как мы недавно убедились, в футболе есть не один способ достичь успеха. К примеру, возьмём путь мюнхенской «Баварии», где и успех, и стабильность основаны на ценностях клуба и умении людей передавать их от поколения к поколению: Беккенбауэр, Хёнесс, Румменигге. Или же в Англии есть модель «быстрые деньги - быстрый успех». Оба способа работают. Мне нравится, что клуб, в первую очередь, это аутентичность и тот багаж знаний, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому я вижу вещи так, как я их вижу».

 

Саймон Эрмитэдж, поэт: Увидим ли мы когда-нибудь мужчину и женщину, играющих в одной и той же команде в матче Премьер-Лиги?«Я хочу сказать, что за последние десять лет физика является безусловным трендом в АПЛ, да и в футболе в общем. Поэтому женщина должна обладать исключительными физическими возможностями. Это могла бы быть девушка-спринтер, обладающая превосходной техникой, и тогда почему нет? Я никак на это не влияю, но мне кажется, что это будет скорее своего рода исключением, чем повседневной вещью». 

Пол Джилрой, академик: Как ваше погружение в жизнь в Японии повлияло на ваше восприятие как футбола, так и эстетики?«Это был выгодный опыт для меня, он расширил мои взгляды, сделал более открытым. Не будем забывать, что я родился в Эльзасе и работал в Монако. Монако кардинально отличается от Эльзаса. Затем я работал в Японии, а потом - в Англии, которые тоже сильно отличаются. Опыт такого рода делает тебя более терпимым, добавляет желания понять других людей и заставляет осознать под конец дня, что культура человека отражает то, каким было его детство. Встретить кого-то другого означает выйти из своей комфортной зоны и попытаться понять, что собой представляет парень, стоящий перед тобой. И это часть работы футбольного тренера. Именно этим я и занимался в Японии, я старался выучить язык, у меня был японский ассистент, который помогал мне правильно себя вести. Это был очень интересный и захватывающий опыт, я даже решил, что я больше не вернусь в Европу, если только не для какого-то большого и важного дела». 

Jazzie B, музыкант: Будучи иностранцем и в Лондоне, и в Японии, какие отличия жизни в этих местах вы можете назвать?«Когда я вернулся из Японии в Англию, я чувствовал себя ближе к дому, потому что Япония - очень особенная страна. Даже если тебе нравятся какие-то аспекты, когда ты приезжаешь в Англию, ты понимаешь, что ты всё-таки культурно ближе к ней. Но я всегда говорю игрокам, если ты иностранец, ты хочешь, чтобы тебя приняли, однако ты должен думать: «Так, я здесь, я должен дать больше, чем дают местные, чтобы меня приняли». Поэтому, мне нравится опыт работы в других странах, это делает меня более требовательным по отношению к себе, я чувствовал, что поскольку я там, я должен отдавать больше, чем МЕСТНЫЕ жители». 

Джереми Деллер, художник: Какая была последняя книга не о футболе, которую вы прочли, и о чем вы думали после ее прочтения?«Прямо сейчас я дочитываю «Sapiens» Юваля Ноя Харари*. Я стараюсь читать все возможное, что помогает мне понять людей. Как работает общество, какие перспективы развития у демократии есть на данный момент. Просто мне кажется, что сейчас у всего мира есть определенные проблемы. Мы сталкиваемся с ними в FIFA и в Англии особенно». 

Ашиф Кападия, кинорежиссер: Какой ваш любимый фильм?«Полагаю, «Полуночный экспресс», потому что я изучал то, что в нем описывается, а также отношения США с Турцией, когда был студентом. Недавно я посмотрел «Богемскую Рапсодию» и «Рокетмена» про Элтона Джона. Просто я его немного знаю. Но, наверное, мне стоит подумать больше, например, о фильмах Висконти».

 

Филип Сэндс, юрист: Были ли в вашей жизни изменения отношений между футболом и расизмом/национализмом?«Я всегда думал, что футбол может быть впереди и давать пример того, как миру стоило бы функционировать. Почему? Потому что в футболе общение основано не на языке. Когда ты играешь, ты делишься своими эмоциями. Именно поэтому можно поставить в одну команду игроков из разных стран и достигать результатов вместе. Что ж, поэтому я верю, что футбол может быть впереди, он может послужить примером общества будущего. Я никогда не был националистом. Я люблю свою страну, я уважаю свою страну, но я никогда не скажу, что моя страна превосходит остальные, только потому что это моя страна». 

Джереми Коблин, журналист Islington North: Мне всегда казалось, что ваша философия как тренера отображает этику местного общества. Как вам удавалось оставаться верным этим принципам, учитывая, насколько сложно это в футболе?«Мы знаем, что все футбольные фанаты во всем мире поддерживают свои национальные сборные. Они поддерживают также какой-то большой клуб и клуб города, где они были рождены, местный клуб. У «Арсенала» есть преимущество быть одновременно и большим клубом, и местным, однако было необходимо продолжать развивать местный дух поддержки. Когда построили «Эмирейтс», нам повезло, что мы все ещё могли оставаться рядом с нашей фанатской базой. Однако у многих клубов поддержка болельщиков сокращается, особенно если клуб переходит в более низкий дивизион. У нас в Англии сейчас 92 клуба, из них 20 - в АПЛ, а среди остальных 72-65 постоянно теряют деньги, потому что количество болельщиков сокращается». 

Спайк Ли, режиссер: Уважаемый сэр Венгер, как вы думаете, получит ли величайший игрок «Арсенала» всех времён Тьерри Анри свою справедливую возможность возглавить «канониров» и вернуть нам дни былой славы? Спасибо, храни вас Бог, Спайк.«По крайней мере, я хотел бы этого. Я надеюсь, что Тьерри достигнет успехов в своей тренерской карьере и, возможно, в один прекрасный день вернётся в «Арсенал». Правда я больше хочу, чтобы мы взяли АПЛ перед тем, как это произойдет. Сейчас у руля команды Микель Артета, почему бы нам не сделать этого? Клуб - это его аутентичность, его аутентичность строится на его ценностях, а ценности - это всегда люди, которые их несут. Для меня это очень важно».

 

Сафрон Бёрроуз, актриса: Было ли у вас ощущение, что вы покидаете работу всей своей жизни, когда уходили из ««Арсенала»?«Да, конечно. Это был конец истории любви. Когда ты больше не можешь поговорить с тем, кого любишь, ты не хочешь выходить на поле, на стадион, ты просто хочешь остаться там, где ты есть прямо сейчас. Я никогда не чувствовал ничего подобного в своей жизни, ты занимаешься чем-то 22 года, а потом резко останавливаешься. Это очень тяжело». 

Адриан Данбэр, актер: Что вы чувствовали, когда Эмануэль Пети забил победный гол в ворота Бразилии в финале ЧМ-1998?«Я был счастлив, потому что, во-первых, это была моя страна, а во-вторых, это сделал Ману Пети, который достаточно долгое время не играл за национальную сборную. Главный тренер сборной Франции был очень умным человеком, он послушал меня, когда я сказал: «Возьми его в состав, и ты не разочаруешься». Для меня Ману Пети был лучшим игроком того чемпионата мира, и это было прекрасным подарком для него, потому что он, как и Патрик Виейра, выиграл дубль с «Арсеналом» и затем ещё выиграл чемпионат мира. Что ж, конечно же, я был очень счастлив тем вечером». 

Кен Лоуч, кинорежиссёр: Многие из нас сожалеют о растущем неравенстве в футболе, когда клубы АПЛ имеют многомиллионные доходы, а клубы более низких лиг, а также полупрофессиональные клубы борются за выживание, что видно по другим отраслям и службам, где экономическая система обеспечивает чрезвычайное богатство для немногих и бедность для большинства. Как болельщики, игроки и тренеры могут объединиться, чтобы изменить это?«Что ж, я встретил Кена однажды в поезде, направляющемся в Париж, у нас была короткая дискуссия, да, он много говорит о проблеме богатых и бедных. В реальности, людям либо везёт, либо не везёт. Футбол не сможет решить проблему, которая на данный момент существует, а именно растущая разница между богатыми и бедными, не помогая бедным. Мы не должны позволить дать бедным клубам умереть, и при этом все равно требовать элитный футбол, а ведь некоторые клубы действительно умрут, если им не помочь. Когда прогуливаешься где-то, и видишь футбольное поле, а вокруг дома, ты понимаешь, что тут есть жизнь. Если нет футбольного поля, то и жизни тоже нет. Мы ведь все играли в футбол, просто на разном уровне, но футбол - это часть общества, часть общественной жизни. Футбол - это то, о чем часть людей мечтает. Он должен оставаться в любом обществе».

 

Эндрю Гогэрти, Лондон: На каком языке вы предпочитаете говорить и читать?«На французском. Я неплохо говорю на немецком и английском, и очень хорошо на французском [смеётся]. Я понимаю итальянский, испанский, немного японский, но говорю я на них куда хуже. Хотя, если бы я пожил в этих странах, я бы мог нормально говорить и на этих языках». 

Стефан, Франция: Какой совет вы бы дали нынешнему тренеру ««Арсенала» Микелю Артете?«Продолжать удерживать контроль над командой, как он это делает в данный момент, а также следовать своим убеждениями до конца. Я думаю, у них хороший командный дух и они имеют достаточно неплохие шансы добиться успехов. На мой взгляд, будет не очень сложно набрать больше очков, чем в прошлом сезоне. Я уверен, что «Арсенал» будет в первой четвёрке, если не выше. Почему? Они могут приятно удивить меня в этом году: они прекрасно закупились, хорошо укрепили оборону. Более того, им также удалось сохранить уже имеющихся игроков. В мой последний год я подписал Обамеянга, они смогли сохранить его. У них есть все, что нужно и нет никаких существенных слабостей». 

Энтони Томас, Оксфорд: Было ли у вас искушение работать в СМИ? Если нет, то почему?«Нет, не было, я всегда старался не поддаваться подобного рода искушениям. Я считаю, что необходимо фокусироваться только на самом главном, а СМИ может быть интересными, только когда вы в процессе обучения. Когда я был ребёнком, нам приходилось бороться за информацию. Когда я наконец находил в библиотеке то, что искал, я был очень рад. Сейчас же информации слишком много, и речь идёт уже об умении отобрать нужную тебе. Я не против СМИ, но в большинстве своём - это пустая трата времени. Они часто категоризируют все на белое и чёрное. Мир немного сложнее». 

Самрат, Индия: Вы получали множество критики в свой адрес на протяжении всей вашей карьеры и тем более ближе к её концу. Было ли там что-то, что особенно повлияло на вас?«Вы должны уметь анализировать, что обоснованно, а что нет. Конечно, критика на меня повлияла. Никто не может сказать, что он к ней не восприимчив, особенно, когда человек чувствует, что выкладывается на полную. Критика началась в 2016, когда мы закончили вторыми в АПЛ, ведь мы не выиграли чемпионат. И я могу сказать, что, если бы мы закончили вторыми в лиге сейчас, это был бы большой успех. Но из-за того, что «Лестер» выиграл чемпионат, все остальные были виноваты, несмотря на то, что у них была отличная команда и они проиграли только три игры в сезоне. В общем, так бывает, когда ты долго где-то находишься».

 

* Позволю себе немного «от себя», хотя после Арсена…

Юваль Ной Харари – израильский военный историк-медиевист, автор прекрасной дилогии, посвященной истории человечества, с очень оригинальными заключениями.

Посчастливилось ознакомиться с обеими книгами: «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего».

Прослушал аудио-версии в великолепной начитке Владимира Левашова.

Категорически рекомендую!

Теги
Арсен Венгер
Автор:
chees

Комментарий

никКАНОНиР 12.10.2020 23:12

Вверх
+0/-0
Вниз

Да, Венгер - Икона КЛУБА, Икона не в смысле поклонения, Икона в смысле - Уважения и Почёта!
а кто такие чмыри-временщики кто наживается на истории, традиции и величии в прошлом?
Сегодня они тут, завтра их нет
Лучше я буду читать о великолепном мыслителе и одном из умнейших людей на Земле, чем слушать этих даунов из - за окьяна о правильном развитии клуба и светлом, ма*ь их, будущем!

andrei fan 13.10.2020 17:50

Вверх
+0/-0
Вниз

Венгер дал три интервью таймс, гардиан, ле кюп

Присутствуют просто невероятные ответы на ряд вопросов, невероятные в смысле глубины наполнения и мудрости. Глыба.

фaн-Арсeнaл 13.10.2020 22:21

Вверх
+0/-0
Вниз

Очень жаль, что Венгер так и не смог выиграть Лигу Чемпионов с Арсеналом.

P.S.

Хочу увидеть за решеткой Говарда Уэбба, Майка Дина и Мартина Аткинсона.